Реализация неликвидных материалов

К неликвидным товарам относится продукция, которая хранится на складах и не продается. Она портится, занимает место и не позволяет предпринимателю получить прибыль. Еще это деньги, которые были инвестированы в покупку этих товаров, а не направлены на другие нужды предприятия. Рассмотрим, как избавиться от неликвидов на складе и не допустить их появления в будущем.

Неликвидные товарные остатки: способы профилактики и сбыта неликвида

Небольшое количество неликвида на складе – явление вполне обычное для многих хозяйствующих субъектов. Так как товар нередко закупается у поставщиков с запасом, часть продукции всегда хранится на складе. Но одно дело, если этот запас не превышает 1-2%. Когда же товара гораздо больше, решать проблему нужно в срочном порядке.
Можно выделить несколько причин появления неликвида:

  • было закуплено слишком много товара;

  • речь идет о сезонном товаре, спрос на который ожидаемо падает в определенное время года;

  • реализуемый продукт морально устарел и больше не интересует покупателей;

  • закупленная партия просто не продается (непопулярный бренд, неудачный дизайн, низкое качество);

  • работники склада допустили пересортицу;

  • была установлена цена выше рыночной в регионе, где расположен магазин.

Как не допустить появления неликвида

Управленческий учет на предприятии должен вестись таким образом, чтобы продукция, которая лежит на складе мертвым грузом, не появлялась в принципе. Поэтому закупать ее необходимо в том объеме, который реально удастся продать. Например, ориентироваться можно на месячные или квартальные показатели продаж. В числе других способов:

  • Заказ продукции небольшими партиями. Единственный недостаток такого подхода – возможные перебои с поставками.

  • Контроль спроса на товар. Важно понимать объем рынка и выстраивать соответствующую стратегию продаж.

  • Учет остатков. Поможет регулярное проведение инвентаризации.

  • Стимулирование спроса на сезонную продукцию. Если через месяц товар перестанут покупать, самое время снизить цены или распродать его по акции.

Существенно облегчают контроль товарооборота специализированные программы складского учета. Они помогают оптимизировать закупки и минимизировать риск появления неликвидных остатков. Для сферы ремонта и обслуживания автотранспорта очень актуальна организация автоматизированного складского хранения деталей.

Что делать, если неликвид все-таки появился

Мы рассмотрели, как избежать накопления неликвидных запчастей и другой продукции. Но как быть, если на складе уже хранится залежалый товар? В этом случае важно вернуть хотя бы ту сумму, которая была потрачена на приобретение продукции. И здесь предприниматели допускают главную ошибку – реализуют товар по закупочной стоимости.

Важно при установке цены не забывать о других издержках, включая транспортные расходы, упаковку, маркировку, аренду складских помещений, затраты на поддержание определенных условий для хранения продукции (температура, влажность и др.).

Как продать неликвиды со склада

Владельцам производственных предприятий и розничных точек продаж важно помнить о том, что реализация неликвидных материалов может выполняться не только в сегменте B2C, но и в B2B. Достаточно изучить рынок, а также оценить текущие предложения. Возможно, удастся больше заработать, сотрудничая с компаниями, которые выкупают неликвид. Например, охотно выкупают новые автозапчасти большими партиями, трубы, арматуру. Наибольшим спросом среди автозапчастей пользуются тормозные колодки, диски, кузовные детали, генераторы и другие детали.
Продажа крупными партиями может вестись на специализированных площадках для сбыта неликвида.

Процесс уценки

Путем уценки можно избавиться от большей части нереализованной продукции. Специальная комиссия утверждает перечень товаров, которые подлежат уценке. Если речь идет о продукции с дефектами или заводским браком, такая информация обязательно указывается на ценнике или другом носителе информации для ознакомления покупателей.

Параллельно с уценкой можно запустить процесс списания неликвидных остатков. Это просроченные товары или устаревшая продукция, которая может нанести вред людям, а также окружающей среде.


Как корректно составить документы о продаже

Определенные риски существуют при заказе обычной продукции, не говоря уже о неликвидных остатках. Поэтому вся информация должна быть корректно отражена в документах о продаже. Например, должен быть указан срок хранения продукции, выявленные дефекты, другие нюансы.

У покупателя должно быть право вернуть продавцу продукт, если он его не устроит. В документе прописываются условия и сроки возврата, что позволит клиенту принять решение о покупке.


Способы продажи неликвида со склада

Рассмотрим, как продать неликвиды со склада. В числе основных способов:

  • Продажа отдельных единиц из комплекта

Данный способ применим только к тем группам товаров, которые можно разделить на составные части. Актуален для мебели, домашнего текстиля и одежды. Например, отдельно можно продать кресло, диван, спортивные и деловые костюмы, наборы постельного белья и полотенец, посуду и т.д.

  • Формирование комплектов

Хорошо продаются подарочные наборы косметики и парфюмерии. Например, если не продается крем для рук, можно включить его в подарочный набор, состоящий из самых популярных уходовых продуктов.

  • Возврат продукции поставщику

Тут многое зависит от условий сотрудничества и договоренностей с поставщиками. Но велика вероятность того, что поставщик согласится принять товар даже не по закупочной цене, а гораздо более низкой. Но, если у поставщика налаженная логистика и в другом регионе товар является дефицитным, то возможно заключение выгодной сделки.

  • Распродажа по заниженной стоимости

Это один из наиболее популярных способов. Главное – правильно рассчитать размер скидки. Скидочная цена не должна быть ниже закупочной с учетом дополнительных расходов на доставку, хранение и др.

  • Участие в аукционных торгах

Для таких торгов существуют специальные площадки. Популярный сегодня формат – электронные торги. Вся информация о товаре размещается на профильных онлайн-ресурсах.

  • Распродажа по оптовой цене

Оптовой называется та цена, которая устанавливается на продукцию, реализуемую крупными партиями. Такое предложение может заинтересовать не только более мелкие розничные точки продаж, но и физических лиц, которые хотят приобрести продукцию впрок.

  • Массовая маркетинговая акция распродаж

Приурочить распродажу неликвидных остатков можно к новогодним праздникам или «Черной пятнице». Подход стандартный – лучшая цена только 1 день в году (или в период действия акции).

  • + 1 товар при покупке

Тут важно не только установить цену на ходовой товар, но и определить рентабельность такой акции в целом. Например, при покупке сковородки покупатель получает в подарок набор кухонных лопаток.

  • Утилизация

Иногда такой способ выгоден. Например, если речь идет о металлоломе, упаковочной таре и другой продукции. Но утилизация – это крайняя мера. Уничтожение продукции также сопряжено с определёнными затратами – перевозка до пункта приема, погрузочно-разгрузочные работы и др.

Продать неликвид возможно, но лучше не допускать появления залежалого товара на складе. Поможет в данном вопросе грамотный управленческий учет и сильная команда маркетологов.


Вас может заинтересовать
Новые автомобили. Динамика продаж в кредит
Статистика продаж автомобилей в кредит по годам
Дилерские сети легковых автомобилей
Какие в России самые большие дилерские сети автомобилей?
Made on
Tilda