Неликвидные материалы: причины образования, способы профилактики и реализации

Проблема неликвидных остатков периодически возникает у многих торговых компаний и промышленных предприятий, автосервисов, автодилеров. Большой объем неликвида приводит к нерациональному использованию складских площадей, увеличению расходов, потере доходов. В результате это дает уменьшение прибыли и снижение эффективности бизнеса. Чтобы не допускать этого, нужно знать, как предотвратить накопление и как избавиться от неликвидов на складе, если они там уже есть.
Ниже рассмотрим, как не допустить хранения невостребованной продукции на складе, а также изучим основные способы сбыта.
Что значит неликвидность продукции
Неликвидные материалы на складе – это товарная масса, которая находится на балансе предприятия и по ряду причин не востребована у покупателей. Это остатки товарной или готовой продукции на складе, которые остаются нераспроданными в течение длительного времени. Их невозможно распродать обычным способом из-за отсутствия покупательского спроса. Для одних компаний это продукция, которая не востребована пару месяцев, для других – год и более. Особенно остро ощущают проблему неликвида торговые предприятия, которые сталкиваются с недостатком оборотных средств.

К неликвидным материалам относят:
  • продукт с производственным браком;
  • продукцию, которая вышла из моды и не интересна покупателям;
  • просроченный товар и некондиционный;
  • незадействованные детали и расходники для различного оборудования и транспорта (например, коробка передач для устаревшей иномарки);
  • неиспользуемое сырье.

Причины возникновения неликвидных остатков

Основные причины образования неликвидных остатков:

  • Заказ у поставщиков избыточного объема продукции. Причиной может быть человеческий фактор, а также ошибочные данные о спросе на определенные товарные позиции.
  • Утрата потребительских свойств продукта. Может произойти по причине неправильного хранения или нарушений, допущенных при транспортировке. Кроме того, у каждого товара есть срок годности.
  • Неправильная организация работы на складе и неверный учет. Иногда сотрудники просто забывают о товаре, в итоге он пылится на полках и утрачивает потребительские свойства.
  • Падение спроса в результате сезонных факторов. Если товар не получилось реализовать в те месяцы, когда он востребован, он будет храниться на складе до следующего сезона. Так, ближе к осени летнюю одежду покупают неохотно, а к следующему лету производители выпустят новые коллекции.
  • Появление на рынке новой продукции, выход новой модели. Товар может утратить ценность для покупателей, если на прилавках появляется более качественный аналог или его цена ниже. Например, это особенно характерно для рынка гаджетов. Если вы торгуете автозапчастями, то снижение популярности определенной модели авто может привести к накоплению на складе деталей для нее.
  • Реализация сложносоставного товара. К данной категории относятся наборы инструментов, комплекты мебели и т.д.
  • Отсутствует сопутствующий товар. Некоторая продукция реализуется лучше в комплекте.
  • Товар стал немодным. Это также касается гаджетов, аксессуаров, одежды и т.д.
  • Завышенная цена. Если конкуренты продают дешевле вас, у вас на складе будут скапливаться остатки.
  • Неудачный вывод на рынок нового продукта — он просто оказался не интересен покупателям.
  • Ошибки в построении стратегии продаж, ошибки персонала, занимающегося логистикой и реализацией.

Небольшое количество неликвида на складе — это норма. Товары часто закупаются, а продукция выпускается, с определенным запасом. Поэтому часть может остаться нераспроданной. Если ее доля составляет 1-3% от общего объема, это не создает угроз для бизнеса. Если же объем таких остатков растет, нужно принимать меры и искать варианты, как продать неликвид или избавиться от них другими способами.

Как новинке не стать неликвидом

Неходовым товаром может стать даже новинка, если допустить ошибки в управленческом учете и неправильно выстроить маркетинговую стратегию. Прежде всего, правильно должна быть установлена цена на продукцию. Если она будет необоснованно завышена, спрос будет низким.

Кроме того, не стоит забывать о технической части – правильность ввода данных в систему учета о товаре-новинке, размещение в справочнике номенклатуры, присвоение свойств и характеристик, добавление в прайс-лист и другие операции. Это позволит получать точные данные об остатках товара на складе и корректировать стратегии продаж.


Чем опасно большое количество неликвида
Небольшой объем неликвида на складе – это обычное явление как для крупных, так и мелких точек розничной торговли, особенно в первый год развития бизнеса. Если неликвидный материал составляет не более 2-3 %, то волноваться не стоит. Но когда существенная часть денег предприятия была выведена из оборота с целью закупки товара, который стал неликвидом, то проблему нужно срочно решать.

Неликвидный материал – это плохо по ряду причин. Рассмотрим основные из них:

Продукция занимает место на складе. Многие компании арендуют складские помещения, что повышает издержки.

Дополнительная нагрузка на работников склада. Чтобы освободить пространство для новой продукции, неликвид необходимо перекладывать с места на место или перевозить в другое помещение для хранения. При этом задействуются не только человеческие ресурсы, но и спецтехника для транспортировки.

Продукция портится. Срок годности есть не только у продуктов питания, но также бытовой химии, строительных материалов и т.д. Если товар не был реализован до окончания срока годности, следует его списание и утилизация, а это прямые убытки и неполученная выгода.

Как не допустить появления неликвида

Проще не допустить появление неликвидного материала, чем устранять последствия. Чтобы избежать образования больших остатков неликвида на складе, нужно закупать столько, сколько вы сможете продать. Для этого важно правильно планировать и управлять движением товарных потоков. Опытные предприниматели хорошо изучили свою целевую аудиторию, поэтому с проблемой неликвида сталкиваются реже.

Есть несколько рекомендаций, как избежать накопления неликвидных запчастей и других видов продукции:

Старайтесь делать закупки партиями небольшого объема. Новую партию завозите после того, как распродали старую. Лучше заказать дополнительную партию товара, чем пытаться реализовать неликвидный продукт. Это поможет избежать образования остатков. Однако, чтобы избежать перебоев в продажах, важно четко наладить работу с поставщиками.

Внимательно отслеживайте спрос на ваши продукты, контролируйте емкость рынка. Для этого можно анализировать продажи конкурентов, проводить опросы, использовать другие способы. Предварительный анализ позволит избежать ситуации, когда материал оказывается невостребованным в том объеме, который был заказан у поставщиков.

Организуйте точный учет остатков на складе. Для этого используйте современные системы учета, специальное ПО — товароучетные системы, которые позволят фиксировать все поступления на склад, а также формировать отчеты по остаткам запасов для дальнейшего планирования закупок. Это поможет избежать путаницы, пересортицы, оперативно контролировать движение продукции.

Обучение и контроль работы персонала. Работники склада должны правильно обращаться со складским оборудованием и знать правила хранения товарно-материальных ценностей. Важным навыком также является знание программ учета.

Грамотно оборудуйте складские помещения. В противном случае работа персонала будет существенно затруднена. Все товары должны быть пронумерованы и промаркированы. Кладовщик должен находить любую товарную позицию в течение пары минут. Правильная организация работы склада позволит избежать пересортицы.

Следите за сроком годности продукции. Сначала нужно реализовать текущую продукцию, а только после этого новую партию материала. Если планируется продажа новинки, предварительно распродаются остатки.

Регулируйте продажи с учетом сезонных факторов и востребованности продукта. Ближе к окончанию сезона активнее распродавайте соответствующую продукцию. Если вы получили новинки, но имеете большой запас старого товара аналогичной категории, имеет смысл попридержать новую партию.

Что делать, если неликвид образовался

Образование на складе залежалых остатков создает существенные проблемы для бизнеса. Неликвид занимает небезграничные складские площади, создает путаницу, отвлекает персонал, которому приходится периодически перекладывать позиции. Наконец, любая продукция имеет срок годности. После его истечения придется заниматься уничтожением товара. Это не только прямые убытки, но и расходы на утилизацию.

Поэтому появление излишков необходимо вовремя фиксировать и сразу искать способы, как продать неликвиды со склада.

Распродажа неликвидных остатков

Классический способ реализации неликвидных материалов и товаров — организация их распродажи. Общая схема ее проведения выглядит следующим образом:

  • Подготовка общего перечня с ассортиментом товарной продукции, которая будет распродаваться.
  • Определение товарных категорий, которые будут продаваться с новыми ценами.
  • Составление полного прайс-листа, который в дальнейшем предлагается организациям и частным лицам, потенциально заинтересованным в покупке.

При определении продажной стоимости внимательно подходят к каждой позиции, даже в составе одной категории. Часть товаров удается продать «в плюс», часть — по балансовой цене. На некоторые позиции приходится предлагать существенный дисконт.

Процесс уценки

Уценка неликвидных остатков проводится по правила бухгалтерского учета. В первую очередь проводится инвентаризация. Комиссия составляет перечень товарных остатков, оценивает их состояние, определяет балансовую стоимость. Если неликвиды имеют какие-либо дефекты, это обязательно отражается в акте и учитывается при определении стоимости.

Отдельно выявляются остатки, которые не могут быть реализованы и направляются на утилизацию. В эту категорию включаются устаревшие, просроченные, испорченные товары, изделия, которые не выполняют своих прямых функций, могут представлять опасность для людей или окружающей среды.

Итоги инвентаризации оформляются ведомостью, которую подписывает директор.

Далее формируется прайс. При определении цены каждого товара учитывается его балансовая стоимость, рыночная цена аналогов, срок годности, потребительские свойства и т.д.

Оформление документации о продаже неликвидов

При продаже неликвидов особенно внимательно нужно подойти к оформлению документации. В накладных, актах приема-передачи и других документах обязательно указывается подробное описание передаваемого имущества. Указываются характеристики и параметры товаров, причины их перевода в категорию неликвида.

Способы сбыта неликвида со склада

Получив информацию о неликвидных материалах, самое время приступать к активным действиям. Существует несколько способов ликвидации складских запасов неходовой продукции, которые применяют опытные компании:

Громкая рекламная кампания. Покупатели охотнее заказывают товар, который на слуху.

Продажа в комплекте с ходовыми материалами. Покупателей важно заинтересовать выгодным предложением.

Подарок к основной покупке. С одной стороны стимулируется продажа востребованного товара, а с другой ликвидируются складские запасы неходового материала.

При правильной организации маркетинговой акции эффективным будет каждый из этих способов.

Продажа неликвидных товаров со склада — самый выгодный способ от них избавиться. Продать их можно с прибылью или с дисконтом.

Продажа без потери в цене

В этом случае при продаже вы можете вернуть свои расходы на покупку или даже получить прибыль. Можно выделить несколько вариантов реализации:

  • Разукомплектование. Продажа составных частей из комплекта отдельно. Например, из мебельного гарнитура можно по отдельности продать кресла и диван. Можно также отдельно продавать запчасти от автомобиля, компьютера или другой техники.
  • Комплектование. Обратный способ — из отдельных частей собирается комплект. Например, подарочные наборы из косметики.
  • Возврат продукции поставщику. Часто в договорах предусматривается возможность возврата товаров покупателем. Однако часто возврат можно выполнить только по закупочной цене.
  • Продажа товаров по оптовой цене. Это метод хорошо подходит для товаров с высокой розничной наценкой.

Кроме этого, выгодным и простым способом будет продажа специализированной компании, которая занимается скупкой неликвида. Это особенно эффективно работает в случае с автозапчастями.

Продажа по акции

Чтобы быстро избавиться от остатков, залежавшихся на складе, можно организовать акции разного формата. Например, проводят распродажи формата 1+1, предлагают значительные скидки и т.д. Если товар сохраняет определенную долю покупательского интереса, есть хорошие шансы его быстро продать. Минус состоит в том, что часто продажа может потребовать существенного дисконта.

Когда и почему списывается неликвид

Но продажу со скидкой или другие способы сбыта неликвида можно рассматривать до определенного момента. Если вовремя не распродать товар, выполняется его списание. Речь идет о случаях, когда продукция не годится для дальнейшей реализации.

Крайне важно правильно оформить списание, чтобы не возникло проблем с налоговым учетом. Также руководство может рассмотреть возможность отнесения расходов на утилизацию к общим для уменьшения размера налога на прибыль.


Как не допустить, чтобы ситуация повторялась

Чтобы на складах компании не хранился неликвидный материал, необходимо планировать закупку товара и создавать оптимальные условия для хранения продукции на складе. Периодически проверяются остатки всех ТМЦ.

Внимание также уделяется товарным группам, которые относятся к сезонной продукции. Важно не испортить их и не потерять в процессе хранения. Уменьшить объем запасов можно путем предоставления скидки или реализации товаров по акции в конце сезона.


Какие могут быть плюсы у неликвидного товара

Выявление неликвида – не всегда отрицательный момент. Достаточно вспомнить о том, что на оптовых рынках ситуация почти всегда динамична. Один и тот же товар редко удерживает стабильный спрос на протяжении длительного периода. Если наблюдается задержка продукции на складах ритейлера, возможно это будет способствовать тому, что он станет монополистом на своей площадке.

Кроме того, появление неликвидных материалов подстегивает предпринимателей тщательно контролировать, а также вести учет остатков продукции, которая хранится на складах. Пересматривается не только принцип определения торговой наценки, но также управленческий учет и маркетинговые стратегии.

Покупка неликвидов

Скупка неликвидов в больших объемах интересна сегменту B2В. Чтобы найти покупателя, достаточно изучить рынок. Продажа может вестись на торговых площадках в Интернете. Достаточно популярен формат аукционов. Если на складе транспортного цеха выявлены неливидные остатки, мы выкупим новые автозапчасти в любых объемах. Наша компания осуществляет скупку новых автозапчастей: двигателей, стартеров, дизельных генераторов, автомобильных дисков и шин с неистекшим сроком годности, КПП (автомат и механика).

Важно понимать, что регулярное появление неликвида в большом объеме – это следствие серьезной системной ошибки. В этом случае руководитель должен провести полноценный анализ деятельности предприятия, выявить и устранить все недочеты.


Полезные статьи
Мы участвуем в различных конференциях
и собираем самую актуальную и полезную информацию по рынку автомобилей
и автозапчастей
Тренды развития автомобильного рынка
О продажах транспортных средств, сегментах рынка и ведущих авторынках мира.
Новые автомобили. Динамика продаж в кредит
Статистика продаж автомобилей в кредит по годам
Читать
Дилерские сети легковых автомобилей
Какие в России самые большие дилерские сети автомобилей?
Читать
Made on
Tilda