Expo-parts

Срок службы автомобильного воздушного фильтра

Срок службы автомобильного воздушного фильтра

Воздушный фильтр, наряду с масляным и топливным, относится к основным видам очистителей, которые обеспечивают нормальную работу автомобильного двигателя. Он предотвращает засорение мотора, повреждение поверхностей цилиндров и поршней пылью, песком, сажей и другими загрязнителями, которые содержатся в составе воздуха. Элемент очистки имеет ограниченный ресурс, после исчерпания которого его эксплуатационные качества сильно ухудшаются. Это может приводить к нарушениям в работе и поломкам двигателя. Поэтому автовладельцу нужно знать срок хранения воздушного фильтра для автомобиля и периодичность его замены.

Устройство воздушного фильтра

Воздушный фильтр состоит из корпуса и фильтрующего элемента.


По форме корпуса очистители бывают таких типов:


  • Цилиндрические — обычно используются на грузовиках, автобусах, спецтехнике.
  • Панельные и бескаркасные — устанавливаются на большинстве легковых автомобилей.
  • Кольцевые — используются на старых авто с двигателем карбюраторного типа.

Фильтрующий элемент изготавливается из специальной фильтровальной бумаги или синтетического волокна. Материал упаковывается в корпус в гофрированном виде, что увеличивает рабочую поверхность и эффективность очистки.


Фильтровальная бумага — материал высокой плотности с многочисленными микропорами. Она хорошо пропускает воздух, но останавливает загрязнения, включая мелкодисперсные частицы. Чтобы предотвратить намокание, бумагу пропитывают специальным влагостойким составом.


Нетканое синтетическое волокно — современный вид фильтрующих материалов. Такие фильтроэлементы не боятся воды и хорошо сохраняют свои свойства даже при высокой влажности воздуха. По сравнению с бумажными элементами они обладают повышенной грязеемкостью и эффективностью, поскольку синтетический материал задерживает пыль по всей толщине, а не только на поверхности. Их недостаток — более сложная утилизация.

Чем опасен забитый воздушный фильтр

По мере эксплуатации воздухоочиститель засоряется. Накопленные отходы заполняют поры материала. В результате снижается пропускная способность очистителя, и двигатель начинает получать меньше воздуха. В среднем автомобильный ДВС потребляет около 2 кубометров воздуха на 1 километр пробега. При снижении объема его поступления нарушается нормальный состав топливовоздушной смеси, которая подается в цилиндры. В результате падает мощность двигателя, нарушается нормальный режим его работы, возрастает расход топлива.


При недостатке воздуха в цилиндры постоянно поступает обогащенная топливом смесь. При длительной работе мотора в таком режиме из строя выходят кислородные датчики, свечи зажигания, каталитический нейтрализатор. Еще позже это может привести неисправности ЦПГ и замене двигателя.

Когда нужно менять воздушный фильтр

Чтобы избежать снижения мощности и повреждения мотора, необходимо своевременно менять воздушный фильтр. Сроки замены устанавливаются сервисным регламентом, который установлен автопроизводителем для вашей модели авто. Кроме этого, необходимо ориентироваться на рекомендации производителя очистителя. Для разных моделей машин и воздухоочистителей рекомендованная периодичность замены может составлять 10-40 тысяч километров пробега. Если машина эксплуатируется в условиях повышенной запыленности воздуха, интервал замены очистителя необходимо уменьшить в два раза.


Кроме этого, необходимо периодически проверять состояние воздушного фильтра. Его материал изготавливают светлым. Благодаря этому степень засоренности легко контролировать по цвету. Если материал заметно потемнел, то элемент нужно менять, независимо от величины пробега. Проверить состояние воздухоочистителя нужно при резком снижении мощности двигателя, изменении цвета и дымности выхлопа, появлении посторонних звуков при работе силового агрегата.


Чтобы поддерживать работу мотора в оптимальном режиме, замену воздухоочистителя рекомендуют проводить на каждом плановом ТО, вместе заменой моторного масла.

Способы очистки автомобильного воздушного фильтра

В качестве альтернативы замене многие автовладельцы пытаются использовать очистку воздушного фильтра. В том числе применяют сухую очистку методом продувки и промывку засоренного очистителя.

Продувка воздухоочистителя

В свое время продувка воздушного фильтра была стандартной услугой в автосервисах и в шиномонтажных мастерских. Однако сегодня она предоставляется намного реже. Дело в том, что продувка имеет смысл только для бумажных фильтров, которые накапливают загрязнения на поверхности. Сегодня же все более широкое распространение получают очистители с синтетическими фильтроэлементами. Для них выполнять продувку почти нет смысла. Фильтрующие элементы этого тип накапливают загрязнения по всему объему, а не только на поверхности.


Если вы используете бумажный фильтр, то выполнять его продувку рекомендуется в автосервисе или шиномонтаже. Для этого нужен компрессор достаточной мощности. Обычный автомобильный компрессор с этой задачей не справится. Продувку выполняют в направлении обратном обычному движению воздуха через фильтр.

Можно ли мыть очиститель

Часто можно встретить рекомендации по промывки засоренных воздушных фильтров для автомобилей вместо их замены. Промывать их советуют водой, бензином, разными специальными составами.


Насколько такие советы обоснованы? Любая попытка промыть бумажный фильтр заканчивается его порчей. Даже если бумагу удастся высушить, ее поры будут деформированы, что полностью лишает ее способность эффективно фильтровать загрязнения.


Промывать очистители с синтетическим фильтроматериалом тоже нет смысла. Загрязняющие частицы связываются волокнами фильтрующего элемента. При воздействии воды они не вымываются, а, наоборот, цементируются внутри. В результате пропускная способность становится еще ниже.

Что будет, если воздушный фильтр не менять, а чистить

Воздушный фильтр относится к расходным элементам. Это означает, что он рассчитан строго на определенный период эксплуатации и после его окончания подлежит обязательной замене. Попытки постоянно продлевать срок эксплуатации очистителя не приведут ни к чему хорошему. Пропускная способность элемента очистки будет неизбежно падать, что приведет к нарушению работы двигателя, снижению его мощности и может вызывать серьезную поломку. Своевременная замена очистителя будет стоить значительно дешевле по сравнению с ремонтом силового агрегата.